Что же такое это загадочное словосочетание Мелкая моторика? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват». К двум годам он уже способен рисовать, держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Существует много способов развития мелкой моторики у детей. Одной из первых игр может быть пальчиковая гимнастика, ее можно начинать сразу, как ребенок родился. Хорошо сопровождать процесс массажа пальчиков рук и ног небольшими стихотворениями – потешками.

Примерно с трех четырех месяцев рекомендуется давать ребенку в руку погремушки грызунки, выкладывать его в развивающие коврики. В процессе игры ребенок сам научится хватать яркие игрушки. Примерно с восьми месяцев можно давать первые игрушки для развития моторики, главное чтобы они вызывали у ребенка положительные эмоции и были удобными для захвата, например башенки радуги пирамидки. Малышу придется потрудиться, чтобы научиться надевать колечки на стержень. Далее можно усложнить задачу логической частью: собирать пирамидки по цветам или по форме колечек. Это позволит разнообразить игру и увлечь малыша.

Деревянные пазлы, харктеристики

Примерно с полутора лет ребенку станут доступны довольно сложные манипуляции, в дело должны пойти игры, обучающие ребенка письму, образному мышлению и логики. Можно предложить ребенку собирать пазл, состоящий из достаточно крупных двух-шести деталей. Идеально для этого подойдут деревянные пазлы, которые очень приятно держать в руках, их невозможно смять или сломать. Предложите ребенку набор счетных палочек или возьмите коробок со спичками: из этих палочек можно выкладывать заборчики, буквы и цифры, картинки. Ребятам постарше можно предложить выстроить из спичек колодец, укладывая их по принципу сруба.

Игрушки- шнуровки, такие как «Гирлянда с бусинами», заставляют ребенка повторять указанные последовательности, что развивает логику. Вследствие развития моторики улучшается артикуляция, то есть ребенок будет четче говорить и быстрее этому обучится.

В настоящее время большой популярностью пользуются рамки – вкладыши и сортеры. Ребенок пробует подобрать и вставить в отверстия различные фигуры (геометрические, животные, сюжетные из сказок). Они не только развивают мелкую моторику, но и тренируют у ребенка умение различать фигуры по размеру и форме, координировать движения и логически мыслить.