Сейчас многие педагоги отмечают, что навык чтения нужен ребёнку с первых дней в школе. Для того, чтобы самостоятельно читать задания по разным предметам, искать информацию для творческих проектов. Это придаст ребёнку уверенности в своих силах.

Как помочь малышу подготовиться к школе безболезненно и без потери интереса к учёбе? Только играя! Именно знания и умения, полученные в игре, будут эффективным помощником в дальнейшей жизни.

Мы предлагаем вам набор «Учимся читать» для детей от 3 лет.

Работа с этим набором:

  • Поможет ребёнку научиться слышать отдельные звуки в слове, определять, какой буквой обозначается тот или иной звук, уметь выстраивать из звуков задуманное слово. А также подготовит малыша к чтению.
  • Научит детей осознанно и бегло читать. Путь к такому достижению не близок. Сначала малыш пройдет ступень интуитивного чтения со зрительной опорой и уже потом перейдёт к осознанному чтению сначала отдельных слов, затем предложений.
  • Даст понять дошкольникам функции частей речи: существительного, прилагательного и глагола. Ребёнок осознаёт разницу между их функциями.

Варианты упражнений для освоения письма и чтения:

  1. Механическая подготовка к письму. Это развитие мелкой моторики и координации «рука-глаз».

В данном наборе ребёнок с 1 года может вкладывать круги в планшет. Тем самым он будет совершенствовать мелкую моторику и готовить руку к письму. Больше игр для развития моторики на сайте.


2. Интеллектуальная подготовка к письму.

Запоминаем буквы. 

Подходит детям с 3,5 лет.

Цель: знакомство с графическими символами для обозначения звуков речи, подготовка к письму.

Можно провести трёхступенчатый урок.

1 ступень.

Взрослый берёт из подноса 3 фишки с буквами. Одну из них кладёт перед ребёнком и произносит звук, который эта буква обозначает. Просит ребёнка его повторить. Те же действия производятся с остальными фишками.

2 ступень.

Перед ребёнком лежат все три фишки с буквами, с которыми он работал. Взрослый просит: «Положи (Б) сюда. Дай мне, пожалуйста, (А). Где (В)?»

3 ступень.

Перед ребёнком лежат те же фишки с буквами. Взрослый показывает поочерёдно на каждую из них и спрашивает: «Что это?»

Так, постепенно, знакомим малыша со всеми буквами алфавита.

К этому упражнению можно добавить рисование на манке. Оно предваряет письмо букв.


3. Звуковые игры. Первый и последний звук в слове.

С 3,5 лет.

Для упражнения понадобятся:

  • набор «Учимся читать»;
  • мелкие предметы с одинаковым звуком в их названиях.

Цель — рассортировать предметы в соответствии с позицией общего звука в их названии: в начале слова или в конце.

Взрослый заранее готовит предметы, в названии которых есть общий звук, например «К».

На планшете в первой строке «К» кладём в начале, во второй строке — в конце. Взрослый берёт один из предметов, в названии которого звук «К» находится в начале слова, и проговаривает это слово: «К-к-корова. Что ты слышишь в начале слова?» Малыш отвечает: «К».

Взрослый продолжает: «В этом слове «К» в начале», и ставит фигурку коровы вверху над планшетом. Далее аналогично поступает с фигуркой куклы.

Затем взрослый достаёт еще один предмет: «Бык. Здесь есть «К»? Где он? В конце — тогда мы положим его вот сюда». Кладёт быка под нижнюю строку планшета. Аналогично сортирует остальные предметы в соответствии с позицией звука «К»: в начале или конце слова.

Когда все предметы рассортированы, взрослый может попросить ребёнка выложить их снова на стол и повторить упражнение.

Можно разнообразить звуковые игры.

Например, поиграть с окружающими предметами. Наверняка почти у каждого мальчика есть дома поезд. Можно поставить фишки с буквами к вагонам и спросить: «Машинистом у нас будет тот, кто называется на «П». Кто это?»

 Малыш отвечает: «Папа». Далее взрослый спрашивает: «В первом вагоне поедут те, кто называются на «М» и «Д». Кто это? Верно, мама и дочка». И так далее.

Еще вариант игры: на планшете взрослый выкладывает буквы, а рядом ставит фигурки животных. Потом просит ребёнка найти того, кто называется на «Т». Малыш ставит тигра к букве «Т». И так далее, пока не будут найдены все зверята.

Также детям нравится играть в игру «Угадайка».

Взрослый загадывает слово и выкладывает его из фишек буквами вниз. Далее говорит: «Я загадала слово, которое начинается на «А». Это что-то большое, ароматное, тяжёлое и вкусное. Угадай, что это?» Малыш пробует отгадать слово. Если предложен правильный вариант, взрослый переворачивает буквы и читает «АРБУЗ».

Здесь можно добавить сюрпризный момент: если ребёнок разгадает слово, то узнает, какой клад его ждёт. Это может быть любимый фрукт или ягода, конфетка или маленькая игрушка.

4. Звуковые игры «Твёрдый — мягкий».

Для упражнения понадобятся:

  • набор «Учимся читать»;
  • предметы с общим звуком «л» твёрдым и мягким.

На планшете взрослый обозначает звук «л» твёрдый синей фишкой, мягкий — зелёной.

На столе разложены предметы. Взрослый сначала проговаривает названия тех, в которых звук «л» твёрдый: слон, ластик, колпачок.

Затем произносит и выделяет голосом мягкий «л» в словах: телёнок, цилиндр, колесо, фасоль, прямоугольник.

После этого взрослый просит ребёнка подобрать предметы с твёрдым звуком «л».

Затем с мягким звуком.

Далее еще раз проговариваются названия слов сначала с твёрдым звуком, потом с мягким.

Также можно проводить упражнения с другими звуками. Искать мягкие и твёрдые согласные.

5. Краткая характеристика гласных и согласных звуков.

Взрослый называет слово, например, кубик, и выкладывает его на планшете.

Произносит слово, ребёнок слушает. Взрослый вместе с ребёнком характеризует первый звук «к»: « Это согласный твёрдый. Он обозначается синим цветом.» Ребёнок кладёт сверху синюю фишку.

Далее взрослый произносит звук «у»: «Этот звук гласный ударный. Он обозначается красным цветом.» Малыш кладёт красную фишку.

И так характеризуются все звуки в слове.

Для того, чтобы выполнять такие упражнения, ребёнок должен иметь представление о гласных и согласных звуках и их характеристиках. Обычно такие знания малыш получает в подготовительной группе детского сада, а упражнения дома помогут закрепить материал.

Можно в работе использовать разные карточки-подсказки.

Или загадать ребёнку загадку.

6. Чтение по складам.

Метод складового чтения применял ещё Л. Н. Толстой при обучении крестьянских детей.

Вот что писал Толстой о складовом способе обучения чтению:

«…по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный — не более как в 10 уроков.»

При таком подходе ребёнок не заучивает названия букв, а знакомится со звуками. Малыш запоминает склады как картинку.

Можно превратить занятия в интересную игру. Например, найти домашним животным подходящие домики.

Или обнаружить потерявшиеся слова.


7. Первое чтение.

Для упражнения понадобятся:

  • мелкие предметы (4 – 7 шт);
  • фишки с буквами из набора «Учимся читать».

В этом упражнении следует использовать знакомые детям предметы.

Взрослый ставит предметы на стол и просит ребёнка назвать их.

Далее взрослый кладёт на стол фишку с буквой «с»: «Ты знаешь, что это?» Ребёнок называет звук. Затем взрослый кладёт фишку с буквой «т»: «А это что?» Малыш произносит звук. Взрослый: «Что получилось?» Ребёнок отвечает: «ст».

Также взрослый последовательно выкладывает фишки с буквами «о» и «л». Ребёнок читает: «стол». Рядом с этим словом взрослый размещает муляж стола.

Такие же действия производятся с другими предметами.

Далее взрослый просит малыша закрыть глаза и переставляет предметы на столе. 

Затем предлагает ребёнку расставить их возле соответствующих надписей. После этого взрослый сам читает все написанные слова.

Если ребёнок ошибся, расставляя предметы, взрослый читает несоответствующее слово: «Диван. Похоже это на диван? Нет. Где у нас диван?» Он переносит диван к нужному слову, а тот предмет, что был ошибочно положен, откладывает в сторону. И так проверяет все слова.

Таким образом можно выполнять упражнения с другими наборами предметов, составлять и читать короткие слова.

8. Чтение с классификацией.

Для упражнения понадобятся:

  • карточки с изображениями на определённую тему;
  • набор «Учимся читать».

Взрослый выкладывает карточки без надписей и просит ребёнка назвать то, что изображено на каждой из них.

Ниже взрослый выкладывает надписи для каждой карточки.

Далее взрослый подбирает картинку к первой надписи, а следующие карточки предлагает разложить ребёнку. 

Когда все карточки разложены, взрослый проверяет правильность выполненной работы и спрашивает малыша, в какое время года бывает то, что изображено на картинках. Ребёнок отвечает: «Осенью.»

9. Чтение коротких предложений.

Взрослый составляет предложение из 1-2-3 слов.

Ребёнок выполняет прочитанное задание.

Так же дети выполняют следующие задания, написанные взрослым. Например:

  • Подпрыгни.
  • Беги.
  • Дай руку.
  • Хлопни.
  • Топни.
  • Собери пазл.
  • Положи фишку под стул.

Вариантов может быть большое количество.

10. Игра на запоминание букв алфавита «Соты».

Взрослый раскладывает на столе 5 букв (А, Б, В, Г, Д) в ряд не в алфавитном порядке. 

Ребёнок должен расставить «соты» так, как стоят буквы в алфавите. Если малыш справился с заданием, взрослый расставляет следующие 5 букв-«сот», а ребёнок снова приводит их в порядок — в соответствии с алфавитом. Примерные варианты расстановки букв на фото ниже.

То, что должно получиться:


11. Игра «Найди слово».

Здесь взрослый загадывает разные варианты слов, для начала используя подсказки в виде предметов или картинок.

Если ребёнок легко справляется с этим заданием, подсказки можно убрать, оставив только буквы.

Можно попросить малыша дописать слово. 

12. Чтение слов с несоответствием звука и буквы.

Взрослый просит ребёнка выложить на планшете слово «ОКНО». Малыш выкладывает слово, но первой кладёт букву «а».

Взрослый говорит: «А сейчас я покажу тебе что-то особенное». Он выкладывает слово «окно», выделяя «о» красным кружком. И продолжает: «Эта буква красная, потому что в этом слове она особенная: мы пишем (о), а слышим (а)». Взрослый читает сам: «Акно» и просит ребёнка прочитать слово еще раз.

Так взрослый может составлять слова с фонограммами и обозначать их красным кругом. Ребёнок будет читать их и запоминать верное написание.

Списки слов могут быть разные:

  • коза, коса, вода, гора;
  • небо, лето, облако;
  • хлеб, гриб, зуб, куб
  • пляж, морж, нож;
  • зарядка, грядка…

13. Основы грамматики для детей с 6 лет.

Понимание функций частей речи в этом возрасте ребёнку уже доступно.

Благодаря данным упражнениям ребёнок поймёт, что всё, что существует, имеет свою значение; а также то, что существует, можно дополнительно описать; а действия можно описать словами.

Для упражнения понадобятся:

  • любые предметы, имеющиеся дома;
  • набор «Учимся читать»;
  • набор символов частей речи (можно вырезать из цветного картона).

Взрослый просит ребёнка принести книгу. Ребёнок приносит. Далее взрослый показывает рукой в направлении мяча и говорит: «Принеси мне пожалуйста».

Ребёнок приносит какой-либо предмет, но не мяч. Взрослый: «Нет, мне не нужна кегля». Ребёнок приносит что-то еще, но снова не мяч. Так взрослый провоцирует ребёнка на вопрос: «А что я должен принести?» Взрослый отвечает: «А, я не сказала, что нужно принести? Принеси, пожалуйста, мяч». Ребёнок приносит его.

Взрослый говорит: «Чтобы ты понял, что нужно было принести, я должна была назвать предмет. Всё, что существует, имеет своё название».

Взрослый выкладывает из фишек с буквами название предмета, который принёс ребёнок.

Слова, которые называют то, что существует, взрослый предлагает обозначать чёрным треугольником.

Аналогично взрослый проводит презентацию для понимания функции прилагательного. Только здесь уже он просит малыша принести, например, фломастер (не указывая на цвет). Когда ребёнок принёс его, взрослый отвечает: «Спасибо, но мне не нужен красный». Тем самым он провоцирует ребёнка на вопрос: «А какой фломастер нужно принести?»

И вот тогда взрослый выкладывает из фишек с буквами слова «зелёный фломастер». Ребёнок читает и приносит фломастер нужного цвета.

Взрослый спрашивает: «Какое слово подсказало тебе, что нужно принести?» Ребёнок отвечает: «Фломастер.» Взрослый ставит над словом чёрный треугольник. Потом интересуется: «А что за слово подсказало тебе, какой фломастер мне нужен?» Ребёнок отвечает: «Зелёный.» Взрослый кладёт над словом «зелёный» голубой треугольник — символ прилагательного — и говорит: «Обозначим его так.»

В следующем занятии можно дать ребёнку понимание функции глагола как части речи.

Взрослый выкладывает из фишек с буквами слово «беги», просит ребёнка прочитать и принести это.

Ребёнок понимает, что это невозможно. Тогда взрослый говорит ребёнку: "Это нельзя принести, но можно сделать. Попробуй это сделать.» Ребёнок бежит.

Слова, которые сообщают, что нужно сделать, взрослый предлагает обозначать большим красным кругом. 

Постепенно стоит усложнять упражнения. Взрослый составляет простые предложения и просит ребёнка раскладывать символы над словами. Например: «Стоит синяя книга».

14. Словообразование.

При помощи набора «Учимся читать» взрослый может учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, новые глаголы при помощи приставок.

Набор «Учимся читать» выполнен из дерева и фетра.  Все элементы гладкие на ощупь благодаря финишной обработке. Малыш точно не поранится.

Материалы для игр разработаны для детей в соответствии с методикой итальянского педагога Марии Монтессори.

Наши преимущества:

  • Целый комплекс упражнений для обучения чтению в одном наборе. Благодаря собственному производству мы держим цены доступными для наших покупателей.
  • Наш интернет-магазин работает 24/7. Вы можете заказать подарок вашему малышу в любое удобное для вас время.
  • Доставим товары по России бесплатно при заказе на сумму от 2000 рублей.
  • Упакуем игру в коробку из плотного картона, чтобы товар приехал к вам без повреждений.

Набор «Учимся читать» станет прекрасным подарком для вашего малыша и будет радовать его долгое время. Оформить заказ вы можете на нашем сайте.